Мы рассмотрели основные виды агрессивности по направленности и по способу контроля.
Наиболее распространенными формами агрессии являются:
- физическая агрессия - (нападение) – использование физической силы против другого лица;
- словесная (вербальная) агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятие, ругань).
- косвенная агрессия – это агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (злобные сплетни, шутки), а также агрессия ни на кого не направленная (взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п.)
На наш взгляд агрессивные проявления у детей в раннем возрасте еще не свидетельствуют о наличии у них нарушения личностного развития. Если же агрессивные действия в той или иной форме уже закрепились в поведении ребенка дома, то их развитие и перенос на более широкую арену (улица, класс, школа) дает повод для обоснованной тревоги за его дальнейшее развитие как личности. Именно эта ситуация является поводом для проведения с ребенком психокоррекционной работы.
На основании анализа психолого-педагогической литературы мы выделили основные причины появления агрессии в детском возрасте, назовем их:
- агрессия как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей, т.е. ситуация фрустрации;
- агрессия как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу (поведение родителей, других значимых лиц, кинематографических персонажей);
- дезадаптация, возникшая вследствие нарушений ранней социализации;
- неустойчивость нравственных установок;
- несформированность саморегуляции поведения;
- блокирование потребности в общении со сверстниками;
- эгоцентризм и социальная незрелость ребенка;
- аверсивные случаи;
- враждебные мысли и воспоминания;
- давление агрессивной группы.
Нами были рассмотрены факторы (биологические, психологические, социально-психологические, социально-экономические), которые способствуют развитию агрессивности.
В соответствии с темой нашего исследования мы рассмотрели особенности агрессивного поведения детей с нарушением интеллекта. Анализ психолого-педагогической литературы показывает нам, что органическое поражение головного мозга увеличивает риск возникновения негативных отклонений в поведении детей.
Мы выделили факторы, провоцирующие развитие агрессии у детей, имеющих умственную отсталость:
-неблагополучная ситуация в семье;
-повышенная возбудимость детей;
-интеллектуальные нарушения;
-низкий уровень самоконтроля;
-отрицательное влияние классного коллектива, в котором агрессия считается нормой поведения;
-фрустрирующие ситуации (запреты, замечания педагогов);
-защита в ответ на «нападение».
При изучении особенностей поведения младших школьников с нарушением интеллекта, мы условно разделили детей данной категории на три группы:
первая группа: дети спокойные, уравновешенные, стараются не конфликтовать с окружающими, при необходимости могут постоять за себя;
вторая группа: у детей часто наблюдаются эмоциональные расстройства, которые выражаются в раздражительности, аффективной неуравновешенности, сопровождающейся агрессией;
третья группа: дети пассивны, легко попадают под влияние окружающих, часто становятся жертвами агрессоров, ищут защиты у педагога.
Сопоставив особенности агрессивного поведения младших школьников общеобразовательной школы с агрессивным поведением детей, имеющих нарушение интеллекта, считаем необходимым, выделить общие характерологические особенности агрессивных детей:
- высокий уровень личностной тревожности, восприятие большого числа ситуаций как угрожающих;
- слабое осознание собственного эмоционального мира, низкий уровень эмпатии;
- неадекватная самооценка: заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих;
- эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас; неумение предвидеть последствия своих действий;
-слабый контроль над своими эмоциями;
-ограниченный набор поведененческих реакций на проблемную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения.
Изучив различные подходы к организации психокоррекционной работы с учащимися младших классов, имеющих отклонения в поведении, мы предлагаем проводить психокоррекционную работу по снижению агрессивного поведения у младших школьников поэтапно:
Смотрите также::
Выявление уровня развития творческих способностей детей в музыкальной
деятельности
Практическое изучение создания условий для развития музыкальных творческих способностей детей в семье проводилось на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 1» г.Череповца. Изучались дети и их семьи в старшей группе № 4. Первоначально нам было необходимо определить уровень развития творческих ...
Роль внеклассного чтения, как одного из видов внеклассной
работы по литературе в личностном развитии школьников
Как известно, любое дело, в том числе и обучение детей чтению, принесёт больше плодов, если оно вызывает интерес. «Учиться надо весело, учиться будем весело, чтоб хорошо учиться». Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков внеклассного чтения привлекает и удерживает ...
Теоретические основы исследования образного мышления
В психологии мало изучены разновидности образного мышления, формирующиеся под влиянием разных систем знаний, методов познания, условия развития образного мышления, роль образного мышления в формировании понятий. В частности, образное мышление понимается как процесс работы мысли с внешними и внутрен ...