олигофрения |
III. Смешанные по этиологии формы олигофрении |
Кретинизм (гипотиреоидные фор-мы олигофрении) У девочек заболевание встречается значитель-но чаще. Степень умственной отсталости: от легкой дебильности до идиотии. |
Гипотиреозы – распространен-ные эндокринные расстрой-ства, при которых обнаружи-вается психическое недо-развитие. Выделяют наслед-ственные формы и экзогенные. Основные причины заболе-вания: дефицит йода, заболе-вания гипофиза, щитовидной железы, аутоиммунные про-цессы, различные инфекции и др. Клинические проявления сходны: малый рост, диспропорциональность тело-сложения: короткая толстая шея, короткие конечности, широкие кисти и стопы, череп увеличен, деформация ушных раковин, утолщение губ, увеличение языка, задержка развития зубов. |
Особенностью психического недоразвития является наличие психоэндокринного синдрома. У больных отмечаются снижение влечений, замедленность психических процессов, слабость побуждений, двигательная заторможенность, бедность мимики, монотонность речи, расстройства настроения. |
IV. Формы олигофрении, связанные с внутриутробным поражением |
Рубеолярная олигофрения встречается у детей, матери которых во время беременности перенесли коревую краснуху. Степень умственной отсталости: зависит от того, в какие сроки беременности мать перенесла заболевание. Наиболее тяжелые эмбриопатии возникают при заболевании в первую треть беременности. |
Особенности клинических проявлений: сочетание сла-боумия с микроцефалией, пороками развития глаз, сердечно-сосудистой системы, слухового аппарата и мо-лочных зубов. Поражение тех или иных органов зависит от времени воздействия инфек-ции на эмбрион. |
Глубокое олигофреническое слабоумие. | |
Олигофрения при врожденном сифили-се встречается у детей, матери которых во время беременности были больны сифили-сом. Степень умственной отсталости: значительно чаще встречаются глубокие степени олигофрении. |
Клиника врожденного сифи-лиса отличается полимор-фными проявлениями. Харак-терные аномалии в физичес-ком строении: деформация черепа, седловидный нос, высокое небо, утолщение и искривление костей (сабле-видные голени), параличи и парезы, тикообразные движения и т.п. |
Психопатологические особенности: эмоциональная возбудимость и лабильность, выраженное психическое беспокойство, носящее хаотический характер, реже можно отметить снижение реакции на окружающее, безучастность. Сравнительно часты нарушения сна, быстрая утомляемость и истощаемость, нарушение работоспособности. Больные повышенно внушаемы, легко подаются постороннему влиянию, склонны к асоциальным поступкам. | ||
Олигофрения, обусловленная токсоплазмозом Встречается у детей, матери которых перенесли во время беременности инфек-ционное паразитарное заболевание токсо-плазмоз. Степень умственной отсталости: психическое недоразвитие достигает степени имбецильности и идиотии. |
Для диагностики заболевания необходимо офтальмоло-гическое исследование, позво-ляющее выявить характерные нарушения глаз: анафтальмию, микрофтальмию, хориоре-тинит, увеиты, катаракту, колобому желтого пятна и др. Для окончательной диагно-стики решающее значение имеют паразитологические и иммунологические методы исследования (обнаружение возбудителя в ликворе и крови, специфические серологические реакции и внутрикожная ал-лергическая проба). |
У детей отмечается благодушие, эйфоричность, двигательное и речевое возбуждение, нарушение работоспособности. | ||
Олигофрения, обу-словленная гемоли-тической болезнью новорожденных (билирубиновая энце- фалопатия). |
Характерна триада симптомов: экстрапирамидные двига-тельные расстройства, де-фекты слуха и умственная отсталость. В ряде случаев могут наблюдаться один-два симптома. |
У детей наблюдаются признаки психоорганического синдрома. Мышление больных характеризуется медлительностью, инертностью, тугоподвижностью, склонностью к застреванию, образованию навязчивостей и быстрой астенизацией. Отмечаются также резкое недоразвитие памяти, обусловленное в большинстве случаев дефектами слуха, | ||
V. Формы олигофрении, связанные c перинатальной патологией |
Возникает при иммунологической несовместимости крови матери и плода, чаще всего по резус-фактору. Заболевание развива- ется у резус-поло-жительного ребенка, на- следующего резус-фактор от положитель-ного отца, если мать резус-отрицательная. Степень умственной отсталости: варьируется от легкой дебильности до идиотии. |
Ранние симптомы: глазодвигательные расстрой-ства, опистонус и судороги. В дальнейшем отмечаются рез-кая гипотония, парезы ли-цевого нерва, косоглазие, ограничение взора вверх, а также подкорковая дизартрия в сочетании с дефектами слуха. |
неустойчивость активного внимания и нарушения деятельности. Для речи больных характерны аграмматизмы, смазанность, нечеткость звукопроизношения и элементы сенсорной афазии. Психоорганический синдром проявляется также в повышенной возбудимости и лабильности эмоционально-волевой сферы. Обычно повышенное с эйфорическим оттенком настроение легко сменяется раздражительностью, обидчивостью, плаксивостью. Аффект, как правило, нестойкий и не сопровождается агрессией. У некоторых детей отмечаются пугливость, боязнь всего нового. Обычно дети благодушны, беспечны, недостаточно переживают свой дефект и некритичны к своим возможностям. Большинство больных назойливы, обнаруживают недостаточное чувство дистанции. При грубых нарушениях слуха на первый план выступает недостаточность вербального мышления и несостоятельность при выполнении заданий, связанных с речевой переработкой инструкций, при негрубом недоразвитии наглядно-действенного мышления. У больных, страдающих парезами и параличами, наблюдаются расстройства пространственного анализа и синтеза. | |
Олигофрения, обу-словленная асфик-сией при рождении или механической родовой травмой. Степень умственной отсталости: от легкой дебильности до идиотии. |
Клиническая картина олиго-френии зависит от того, какой фактор является ведущим: асфиксия или родовая травма. |
Если заболевание вызвано только асфиксией, у ребенка преобладают астенические проявления в сочетании с вялостью, слабостью побуждений, замедлением психических процессов, эмоциональной лабильностью, быстрой утомляемостью и истощаемостью. При последствиях механической родовой травмы мозга чаще наблюдаются состояния резкого психомоторного возбуждения, эксплозивность, более грубые расстройства памяти и внимания, нарушения речи, расторможение влечений, а также очаговые неврологические симптомы и судорожные припадки. | ||
Олигофрения, обу-словленная гидро-цефалией. Степень умственной отсталости: от легкой дебильности до идиотии. |
Клинические проявления гидроцефалии: увеличение размеров мозговой части черепа, имеющего шаро-образную форму с выпуклым лбом, напряженными род-ничками, иногда выбухающими и пульсирующими, истон-ченной кожей, просве-чивающей венозной сетью. Лицевая часть по сравнению с мозговой кажется маленькой. Неврологические рас-стройства: нистагм, спасти-ческие парезы и параличи конечностей, нарушение мы-шечного тонуса, расстройства координации. |
Речь, как правило, развита лучше, чем мышление. Больные обладают большим запасом слов, пользуются заученными речевыми штампами и сложными оборотами, смысла которых часто не понимают, отмечается склонность к «рассуждениям». У многих детей обнаруживается хорошая механическая память, способность к счетным операциям, музыкальный слух. Настроение больных чаще повышенное, с оттенком эйфории, благодушия. Они доброжелательны, ласковы, легко привязываются к окружающим; реже отмечается раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, немотивированным колебаниям настроения. У некоторых детей могут возникать приступы страха. | ||
Органическая деменция |
Прогредиентная деменция |
Эпилептическая деменция |
Эпилептическая деменция наблюдается при так назы-ваемой эпилептической болезни - органическом заболевании мозга приобре-тенного, а чаще врожденного, генетически обусловленного характера, при котором име-ется типичная триада симпто-мов: эпилептические припадки; специфические особенности мышления; специфические особенности эмоционально-волевой сферы. Наличие частых и развернутых больших эпилептических припадков яв-ляется наиболее неблагопри-ятным в плане прогноза интеллектуального развития. |
В структуре интеллектуального дефекта наиболее выступает тугоподвижность мышления. Характерны резкая замедленность речи, процессов чтения, письма и счета, воспроизведения. Типичны медленная психическая переключаемость, вязкость, склонность к чрезмерной детализации и педантичности, застревание на малосущественных деталях, отсутствие способности выделять главное. Обращают на себя внимание особенности эмоционально-волевой сферы. На общем фоне настроения преобладают хмурость, угрюмость. Немотивированные колебания настроения имеют характер дисфорий. Характерны напряженность и вязкость аффекта со склонностью к взрывчатости, ярости, гневливости. В выраженных случаях наблюдается биополярность аффекта: сочетание злопамятности, мстительности, эгоцентрических установок с назойливой ласковостью, угодливостью, нередкой склонностью к экзальтации. |
Органическая деменция |
Прогредиентная деменция |
Шизофреническая деменция |
Шизофрения - прогресс-сирующее психическое забо-левание, этиология и патогенез до настоящего времени являются предметом иссле-дований. Генетические данные указывают на значительную роль наследственного харак-тера. Различают основные (нега-тивные) и дополнительные (продуктивные) симптомы. Негативные симптомы: -аутизм - ослабление связи с реальностью, отгороженность от внешнего мира, замк-нутость, отсутствие потреб-ности в контактах с окружа-ющими, предпочтение мира фантазий, аутистических игр и интересов; |
Значительная выраженность аутизма резко препятствует психическому развитию детей. Отсутствие контактов с внешним миром, интереса к окружающему, к детям лишает больного ребенка основных источников знаний и умений. При прогредиентном течении заболевания внутренний мир ребенка становится бедным, большая часть переживаний связана со страхами, боязнью окружающего. Речь мало или совсем не используется для общения. Характерны неравномерность высоты голоса, тембра речи, вычурность, либо, наоборот, монотонность интонаций, склонность к неологизмам. Эмоциональные изменения проявляются в уплоще- нии аффекта, потере детской живости. Нередко со- храняется привязанность к кому-нибудь одному из близких. Характерны неадекватность, противоре- чивость аффективных реакций: чувствительность по отношению к незначимым ситуациям и частое отсутствие реакции на реальные опасности и кон- фликты. |
Сифилитическое слабоумие |
Если родители (или один из них) больны сифилисом, дело может ограничиться повреж-дением зародыша в период внутриутробного развития. В этом случае ребенок развивается как олигофрен. Но в отдельных случаях, помимо повреждения зародыша, про-исходит и заражение его сифилисом. Тогда родится ребенок, страдающий текущим заболеванием - сифилисом мозга. |
Долгие годы эта инфекция «дремлет» и не проявляет себя. В какой-то момент психическое состояние ребенка ухудшается, начинается обострение заболевания. Признаки обострения: внезапное снижение успеваемости, нарушение поведения, иногда слуховые обманы и беспричинные страхи. При запущенной форме сифилиса головного мозга ухудшается моторика, речь, нарастает слабоумие - ребенок становится некритичным, бездеятельным, беспомощным и вместе с тем самодовольным. Запущенная форма приводит к прогрессивному параличу. | ||
Ревматическое слабоумие |
Ревматическое поражение нервной системы представляет собой длительное, процес-суальное заболевание. Оно может протекать в виде приступов хореи, но может иметь и иные виды обострений. |
Дети, страдающие этой болезнью, отличаются крайне неустойчивым вниманием, утомляемостью, забывчивостью. Дети отличаются чрезмерной суетливостью, подвижностью, ранимостью. При утомлении и волнении они становятся еще более беспокойными, суетливыми. Строгое замечание со стороны учителя может привести к усугублению неправильного поведения, в основе которого нет злого умысла. При обострении изменяется зрительное восприятие, появляются подергивания, ухудшается самочувствие. | ||
Непрогредиентная (резидуальная) деменция |
Травматическое слабоумие |
Возникает у детей, перенесших травмы мозга (сотрясения, ушибы и т.д.) |
Степень умственной отсталости чаще всего незначительна. Однако большая утомляемость приводит к неустойчивости внимания и забывчивости. Из-за повышенной утомляемости наблюдаются нарушения поведения: дети становятся раздражительными, грубыми. Они стремятся уклониться от работы, преувеличивая перед учителем свои эпизодические невзгоды и болезни. | |
Энцефалопатичес кое слабоумие |
Последствия энцефалита (воспаления мозга) разнообразны и зависят как от формы энцефалита (эпидемический, параинфек-ционный, ревматический и др.), так и от его тяжести, от преимущественной локали-зации и т.д. |
Типы последствий этого заболевания: Некоторые дети становятся слишком подвижными, расторможенными. Они очень быстро и непосредственно реагируют на все происходящие вокруг них явления и события: необдуманно действуют и говорят, чрезвычайно внушаемы и легко попадают под влияние окружающих их людей. Из-за неустойчивости внимания и некритичности мышления такие дети учатся обычно плохо. Другие дети, перенесшие энцефалит, становятся малоподвижными, их моторика отличается скованностью. Их речь носит смазанный, невнятный характер. По своему внешнему виду производят впечатление глубоко отсталых детей. Однако их суждения бывают довольно разумными. Они осознают и тяжело переживают свою недостаточность. |
Смотрите также::
Планировка учебного класса для подготовки ЭВМ
1. Место инструктора 2. Центральный блок хранения учебных элементов 3. Центральное место хранение инструментов 4. Экран доска 5. Рабочее место учащегося 6. Ксерокс 7. Сканер 8. Принтер Учебный элемент Наименование: Создание графических изображений с помощью редактора Paint. Профессиональная область ...
Роль коммуникативных заданий при обучении английскому языку
Процесс обучения и учения представляет собой решение целого ряда коммуникативных задач, предлагаемых учителем, решая которые, учащиеся выполняют речевые и неречевые действия, вступают в контакт друг с другом, с группой учащихся или с учителем, пытаясь найти правильные пути решения поставленной комм ...
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихс ...