Новое в педагогике » Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников » Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему профессиональной направленности старшеклассников

Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему профессиональной направленности старшеклассников

Страница 2

На практике очень сложно найти подтверждение этих слов, т.к. далеко не о каждом «состоявшемся» профессионале можно сказать, что он является Личностью именно потому, что личностное самоопределение «шире» профессионального. Например, «узкий специалист», который кроме своей работы ничем не интересуется, скорее всего, слишком примитивен, чтобы считаться полноценной Личностью.

Словосочетание «профессиональное самоопределение» может употребляться и пониматься очень различно. Могут полагать, что поскольку речь идет о чем-то «профессиональном», следовательно, это может относится только к профессионалам. И может иметься в виду лишь то, как молодой специалист или работник со стажем, или, наконец, профессионал, оказавшийся на служебном отдыхе – на пенсии, находят себе применение, строят свой жизненный путь, «самоопределяются».

Все перечисленные варианты словоупотребления правомерны, они относятся к важным сторонам жизни людей. Но мы будем иметь в виду более широкое значение рассматриваемого выражения.

Будем использовать указанное выражение не только применительно к функционирующему, «готовому», но также и к потенциальному, развивающемуся субъекту профессионального труда. Слово «самоопределение» (оно содержит значение «предел», т. е. граница, ограничение) может осмысливаться и как самоограничение, постановка себе границ.

Можно согласится здесь с тем, что обдумывание будущего, жизненного, и, в частности, профессионального трудового пути это и есть непременно и некоторое уменьшение неопределенности представлений о будущем. Но уменьшение неопределенности, скажем, выбора профессии не следует понимать как воздвижение некоторых оград, заборов, препятствующих дальнейшему развитию.

Мы исходим из предположения, что, оставляя в стороне некоторые возможности выбора (и как бы лишая себя возможности «прожить» те или иные жизненные пути, предпочитая, избирая один из них), человек в то же время обретает новые, недоступные ранее возможности профессионального развития. А этот процесс не имеет принципиальных ограничений.

Поэтому «самоопределение» следует понимать не просто как «самоограничение», а как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирование себя как полноценного участника сообщества профессионалов. Понимая «профессиональное самоопределение» как однократный акт принятия решения, кратковременный процесс, или процесс который надо предельно ускорить или сократить, мы также впадаем в глубокое заблуждение.

Да, наблюдаемый и осознаваемый, процесс принятия решения старшеклассником о выборе профессионального учебного заведения, рода работы, может представляться однократным и даже мимолетным: «Не прошел по конкурсу в мединститут, тут же, не заходя домой, подал документы в мед. училище». Но это лишь кажущаяся «мгновенность» событий. На самом деле они осуществляются по формуле: «Мгновение плюс вся предшествующая жизнь». У старшеклассника в течение предшествующих лет развития могли сложится и определенные отношения к разным областям труда, и представления о многих профессиях. Сложились и самооценки своих возможностей, и ориентировка в социально-экономической ситуации, и представления о «запасных вариантах» выбора профессии. Это и многое подобное в сумме характеризует состояние внутренней (психологической) готовности к вступлению на путь профессионального обучения и дальнейшего личностного развития.

Поэтому профессиональное самоопределение уместно понимать в общем виде, как деятельность человека, обретающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда. Такую точку зрения представляет Климов Е.А. Содержание деятельности, о котором он говорит, - это, прежде всего, построение образов желаемого будущего, результата (цели) в сознании субъекта, особенности его саморегуляции, владения орудийным оснащением (средствами), особенности осознания себя, своих личностных качеств и своего места в системе деловых межличностных отношений.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Разговор с родителями: основные психологические потребности дошкольника
Уникальность семейного воспитания заключается в особой значимости взрослых в жизни ребенка. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни ребенка происходит становление его личности. Принятие личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка способствует г ...

Конспект урока контрольной работы по теме «Основы МКТ»
Цели урока: Образовательная: осмысление структуры и внутренней логики всей темы «основы МКТ», выявление усвоения обобщенных знаний и формирование умений учащихся решать задачи по теме «основы МКТ». Развивающая: развитие логического мышления учащихся путем применения общих формул к частным случаям. ...

Задачи развития гибкости
Общие задачи: решаемые при направленном воздействии на гибкость, сводятся в основном к следующим двум: во-первых, обеспечить развитие гибкости в той мере, в какой это необходимо для выполнения движений с полной амплитудой, без ущерба для нормального состояния и функционирования опорно-двигательного ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru