Новое в педагогике » Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста как условие предупреждения дисграфии » Зависимость между овладением процессом письма и уровнем сформированности пространственных представлений

Зависимость между овладением процессом письма и уровнем сформированности пространственных представлений

Страница 3

Рассмотрев данные классификации, следует отметить, что, несмотря на разницу критериев, лежащих в основе данных классификаций все ученые выделяют дисграфии связанные с несформированностью пространственных представлений. У детей с недостаточно развитыми пространственными представлениями наблюдается нестабильность графических форм (нарушение высоты, ширины, наклона букв). Они с трудом осваивают конфигурацию букв, не могут понять соотношение частей, их расположение на строке. У детей с нарушениями пространственных представлений часто встречается, так называемое, «зеркальное письмо». Основной причиной здесь является недостаточное дифференцирование пространственного расположения отдельных элементов буквы.

Недостаток в развитии у ребенка пространственных представлений может проявиться в пропуске, перестановке букв, слогов, вставке гласных букв, в сращивании и расщеплении слов, в слитном написании слов с предлогами, в замене букв по пространственному сходству. При письме высота букв может не соответствовать высоте рабочей строки, буквы выходят за рабочую строку; при списывании буквы располагаются в обратной последовательности; учебный материал располагается на странице снизу вверх; имеет место повторное письмо, пропуск строки.

Немногими авторами отмечается вид дисграфии, связанный с нарушением предложных конструкций и наречий, обозначающих пространственные отношения.

Все выше сказанное подтверждает зависимость овладения процессом письма от уровня сформированности пространственных представлений.

Дети, страдающие оптической дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, поскольку ошибки, которые ребенок младшего школьного возраста допускает на письме, не могут быть преодолены обычными методами и приемами. Коррекционная работа, проводимая логопедом, требует длительного времени, и совмещение такой работы с процессами школьного обучения сопряжено для ребенка с большой дополнительной нагрузкой.

Многие педагоги, родители детей, страдающих оптической дисграфией, обращаются за помощью тогда, когда нарушение уже достаточно запущено, и логопеду приходится иметь дело с проблемой, осложненной неудачными попытками родителей и педагогов решить ее самостоятельно. Пропущенные сроки в коррекционной работе и обучении автоматически не компенсируются в старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению. Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышает шансы на успех.

Следовательно, задолго до начала обучения ребенка грамоте, еще в дошкольном возрасте, должна проводиться работа по предупреждению оптической дисграфии, которая включает в себя формирование зрительного восприятия и пространственных представлений. В противном же случае в школу приходит явно неготовый к ней ребенок, и последствия в виде нарушений письма, которые неизбежно возникнут, потом не удается преодолеть в течение многих лет.

Таким образом, мы выявили зависимость между овладением процесса письма и уровнем сформированности пространственных представлений. Поэтому работа по формированию пространственных представлений у дошкольников является важнейшим условием успешного овладения ими процессом письма в начальной школе. Каждый этап этого процесса протекает на основе умений и навыков пространственного ориентирования, формирующиеся к 7 годам при полноценном развитии ребенка. Несформированность этих умений и навыков приводит к возникновению специфических ошибок на письме, что свидетельствует о наличии дисграфии. Предупредить появление дисграфии возможно лишь в том случае, если в дошкольном возрасте с детьми последовательно и систематически осуществляется работа по формированию пространственных представлений.

Страницы: 1 2 3 


Смотрите также::

Сущность исследуемого явления
Родители. В чем заключается сущность этого понятия? Что под этим словом подразумеваем мы, а кого и что видит в этом слове ребенок? В первую очередь, родители – это самые близкие люди для ребенка, функции которых заключаются в удовлетворении его потребностей, его самые первые и самые важные воспитат ...

Определение эффективности методики развития мелкой моторики на контрольном этапе эксперимента
На контрольном этапе экспериментального исследования мы использовали такой же диагностический материал, что и на констатирующем этапе. Результаты контрольного этапа мы занесли в таблицы 2.3 – 2.5. Таблица 2.3 Состояние развития мелкой моторики у детей на контрольном этапе экспериментального исследо ...

Организация интегрированного обучения и воспитания детей с РДА
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»(2004) и Положением об интегрированном воспитании и обучении детей с особенностями психофизического развития дошкольного возраста (2002) интегрированное обучение дете ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru