Новое в педагогике » Социально–педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков

Социально–педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков

Актуальность: исследование проблем компьютерной зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.

В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков. Негативным последствием этого процесса является явление компьютерной зависимости. Термин компьютерной зависимости появился еще в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков.

В ходе анализа научно-педагогической литературы и практического опыта по профилактике компьютерной зависимости нами были обнаружены противоречия: между возможностью применения компьютерных технологий детьми и подростками в своей деятельности и недостаточной разработанностью вопроса по профилактике компьютерной зависимости в теории и практике педагогической науки; между развитием компьютерных технологий и их разработанностью применительно к решению современной проблемы компьютерной зависимости.

Все выше изложенное и обусловило проблему исследования: каким образом можно продуктивно организовать работу по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков? С учетом этого была избрана тема выпускной квалификационной работы: «Социально-педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков». Цель исследования: разработать и апробировать социально педагогическую программу по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков в средней общеобразовательной школе. Исходя из актуальности данной проблемы нами был выбран следующий объект исследования - досуг детей и подростков, увлеченных компьютерными играми. Предмет исследования: содержание социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости

Задачи исследования:

1. Выявить психолого-педагогические особенности детей и подростков

2. Раскрыть специфику компьютерных игр

3. Определить роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков 4. Разработать и апробировать социально-педагогическую программу по профилактике компьютерной зависимости

5. Выявить результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости

6. Разработать рекомендации для родителей учащихся по профилактике компьютерной зависимости

Гипотеза исследования: социально-педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков будет эффективна если:

- методические работы с детьми будут строиться на основе воспитательных мероприятий;

-будут создаваться такие ситуации воспитания, когда педагог ставит учащихся перед проблемой практического решения задач компьютерной зависимости;

- предусматривать непрерывность, систематичность, демократичность процесса профилактики компьютерной зависимости.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: концептуальные идеи ученых и педагогов о профилактике компьютерной зависимости (М. Коул, С. Пейперт, А.В. Беляева, С.Л. Новоселова, Ш. Текл и др.); психолого-педагогические положения о закономерностях развития человека (Л.И. Божович, Немов Р.С., Л.С. Выготский, Караковский В.А., А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, Крутецкий В.А,); аксиологический подход к проблемам образования и воспитания (Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, Е.В. Бондаревская, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова, З.И. Равкин, Е.Н. Шиянов); методологические принципы педагогического исследования (Н.И. Загузов, А.И. Кочетов, В.В. Краевский, В.А. Сластенин).

Методы исследования:

Изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической и научно- методической литературы; педагогический эксперимент; наблюдение; беседа; анкетирование; анализ продуктов деятельности; создание и анализ педагогических ситуаций, обобщение; метод математической статистики. Опытно-экспериментальная работа осуществлялось на базе МОУ «СОШ № 7» г. Мариинска. В экспериментальной группе участвовали учащиеся 7, 9, 11 - классов, всего 75 детей из них 37 мальчиков и 38 девочек. Контрольная группа - 75 учащихся из них 27 мальчиков, 48 девочек. Практическая значимость исследования заключается в том, что: результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности старших вожатых, учителей начальных классов, классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе. Разработаны методические рекомендации для родителей учащихся по профилактике компьютерной зависимости


Смотрите также::

Сущность индивидуально - личностного взаимодействия
Здоровое увлечение педагогикой детского воспитательного коллектива привело в теории и на практике к ослаблению внимания к проблемам индивидуального становления детской личности. В педагогике произошло противопоставление понятий коллективизма и индивидуализма, при однозначном поощрении воспитания ко ...

Обучение как способ организации педагогического процесса, функции обучения
Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность ) направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон, обучение в тоже время имеет и специфически ...

Клинико-психологическая классификация «Раннего детского аутизма»
Диагноз РДА базируется на таких основных симптомах, как аутизм, склонность к стереотипиям, непереносимость изменений в окружающей обстановке, а также раннее, до 30-месячного возраста выявление специфических признаков дизонтогенеза. Однако при наличии этой общности проявлений другие признаки обнаруж ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru