Новое в педагогике » Формирование основ экономической культуры у младших школьников

Формирование основ экономической культуры у младших школьников

Актуальность: в большей части школ формирование экономической культуры младших школьников происходит стихийно. Несмотря на большое количество пособий по экономике для детей данной возрастной группы выпускаемое в последнее время и складывающуюся практику преподавания по ним экономики в начальной школе, на государственном уровне экономической подготовке младших школьников уделяется незначительное внимание. Отсутствие стандарта содержания образовательной области «Экономика» для начальной школы порождает на местах лавину авторских программ, многие из которых не отвечают дидактическим требованиям, порою мало связанны с учебным предметом «Экономика».

По мнению И.А. Сасовой, автора многих работ по теории и практике экономического воспитания, учащимся начальных классов доступно усвоение примерно пятидесяти наиболее распространенных экономических понятий. Исследования таких ученых как Л.В. Занков, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин подтверждают то, что осознание отвлеченных понятий (именно к таким понятиям относится значительная часть экономических понятий) возможно в младшем школьном возрасте.

Повседневная действительность показывает, что изучение экономики в начальных классах становится реалией современной школы. Однако, несмотря на то, что идей, методических наработок появляется много, продуктивность работы по экономическому образованию и воспитанию невысока.

На наш взгляд, основная причина низкой эффективности экономического образования и воспитания младших школьников как основы формирования их экономической культуры состоит в том, что в этой работе нет системы. Во-первых, учителя начальных классов не имеют специальной научно-методической подготовки в области экономики. Во-вторых, используются традиционные подходы, методы и способы обучения и воспитания без учета специфики самого предмета «Экономика». В-третьих, отсутствует единая апробированная программа курса «Экономика» для младших школьников. В-четвертых, огромное множество имеющейся учебно-методической литературы по экономике еще раз доказывает известную истину, что большое количество не всегда адекватно высокому качеству.

Мы считаем, что в настоящее время крайне мало качественной учебно-методической литературы, в которой подача экономического материала по уровню трудности, усвоения и методическим параметрам соответствует психологическим особенностям младшего школьного возраста, а по содержанию отвечает современным требованиям и положениям экономической науки.

Таким образом, в новых условиях социально-экономического развития России вопросы формирования экономической культуры подрастающего поколения становятся важной стратегической проблемой образовательной системы.

Значимость этой проблемы и ее актуальность определили выбор темы исследования: «Формирование основ экономической культуры младших школьников».

Цель исследования: обоснование оптимального содержания, форм, методов и средств образовательного процесса, направленного на формирование основ экономической культуры младших школьников.

Объект исследования: экономическое обучение и воспитание младших школьников.

Предмет исследования: процесс формирования основ экономической культуры младших школьников на уроке экономики.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование основ экономической культуры младших школьников в учебном процессе будет наиболее эффективно, если:

-оно включает в себя формирование системы экономических знаний, умений и навыков элементарной практической деятельности, воспитание экономически значимых качеств личности, таких как бережливость, инициативность, организованность, трудолюбие, ответственность;

-содержание обучения младших школьников основам экономики ориентированно на современный уровень развития экономической науки и учитывает психологические особенности детей данной возрастной группы;

-используются методы обучения, повышающие учебно-познавательную активность учащихся (дидактические игры, практикумы, решение проблемных экономических ситуаций и др.);

В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

-охарактеризовать историю развития и современное состояние проблемы исследования;

-выявить и теоретически обосновать сущность и структуру формирования основ экономической культуры младших школьников в учебном процессе;

-определить содержание образования по курсу «Основы экономики» для учащихся начальных классов;

-выявить наиболее эффективные методы и формы работы по усвоению содержания разработанного учебного курса и формированию основ экономической культуры младших школьников.

Теоретико-методологической основой исследования являются: диалектический подход к исследованию, как метод научного познания общественных явлений, основные положения философских исследований в области экономического образования и воспитания Л.Н.Пономарева, В.Д.Попова, А.К.Уледова, В.П.Фофанова, Чичканова В.П.; концепции Ю.Б. Бабанского, В.В.Краевского , B.C. Леднева, М.Н. Скаткина о содержании общего среднего образования; концепция непрерывного экономического образования В.А.Полякова, И.А.

Практическая значимость: Материалы и результаты исследования могут найти применение при разработке программ экономического образования для младших школьников, в подготовке учителей начальных классов к экономическому воспитанию детей и в последующих исследованиях по рассматриваемой проблеме.


Смотрите также::

Сценарий игры-путешествия
Сюжетно-ролевая игра на тему: «Двенадцать подвигов Геракла», составленная с учетом специфики известного мифологического сюжета античной Греции, наложенным на спортивно-развивающие соревновательные упражнения для детей учащихся 5-7 классов. Задачи игры: создать условия для взаимодействия детей друг ...

Содержательная основа обучения иноязычному общению на ранней ступени
При обучении иностранному языку дошкольников на ранней ступени встает вопрос о том, что принять за содержательную основу обучения. Традиционный подход к преподаванию иностранного языка на ранней ступени предполагает начинать обучение с использования речевого материала, называющего предметы, окружаю ...

Трудности усвоения иностранного языка дошкольниками
В дошкольном возрасте возникают специфические трудности усвоения второго языка. У дошкольников пока еще отсутствует действительные и актуальные мотивы овладения вторым языком. Формирование таких мотивов затрудняется в связи с тем, что естественная языковая среда с достаточной силой стимулирует проц ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru