Новое в педагогике » Педагогика джентльменского воспитания » Система воспитания джентльмена в работах Дж.Локка

Система воспитания джентльмена в работах Дж.Локка

Страница 3

Таким образом, мы видим, что непосредственный опыт невозможно сделать единственной основой воспитания (по крайней мере, когда дело касается поощрений и наказаний). На примере приведённых цитат видно, что дать единый рецепт воспитания невозможно. Локк часто повторяет, что если вам удалось внушить ребёнку уважение к себе, любовь к учёбе и т. д. то. Но как удалось, он не объясняет. Точно также в тексте часто появляется интуиция. Потому, что, в конечном счёте, оказывается, что меры наказания и награждения, должны остаются на усмотрение воспитателя, которое всегда субъективно. В своих идеях относительно воспитания Локк приходит к тем же результатам, что и в своей гносеологии. Лучшие батареи отопления биметаллические.

Локк в своих педагогических рассуждениях уподобил новорожденного tabula rasa (чистой доске), на которой воспитателям надлежит начертать соответствующее содержание. При этом он не отрицал врожденной предрасположенности конкретного человека к тому или иному кругу способностей (что нередко упускают из виду поверхностные толкователи Локка). Вместе с тем он был убежден, что от рождения большинство людей одинаково стремятся к счастью и питают отвращение к несчастью, одинаково наделены разумом и способностями, а последующие различия между ними определяются по преимуществу различием жизненных условий и воспитания. Последователи Локка отрицают, что врожденные факторы могут внести сколько-нибудь существенный вклад в интеллектуальное и нравственное развитие. Решающая роль отводится воспитанию, которое выступает источником всех качеств зрелой личности.

Для своего времени это была весьма прогрессивная теория, позволявшая усомниться в справедливости сословных различий. Сам Локк, однако, не шел в своих рассуждениях так далеко. Напротив, отдельные его высказывания явно противоречат эгалитаристской идеологии. Например, в своем трактате "О воспитании джентльмена" он недвусмысленно пишет: "Джентльмен вправе добиваться своих целей любыми средствами, но только не за счет другого джентльмена".

Педагогическая система Локка изложена в двух трактатах: "Некоторые мысли о воспитании" и "О пользовании разумом". Локк предложил программу воспитания "джентльмена", "делового человека" буржуазного общества. Данная программа органически сочетает несколько аспектов: физическое воспитание, воспитание души (нравственное воспитание) и образование.

Таблица 1 Программа воспитания "джентльмена" по Дж. Локку

Содержание

Цели воспитания

Пути и средства воспитания

Физическое воспитание

Укрепление здоровья ребенка

Закалка, режим дня, культура питания, занятия спортом

Нравственное воспитание

Выработка представления о добродетели, воспитание характера, воли, дисциплинированности, устойчивых положительных привычек

Положительный пример, окружающая среда

Умственное воспитание

Развитие самостоятельности мышления, изучение основ наук

Практико-ориентированный характер обучения

Трудовое воспитание

Освоение отдельных ремесел, необходимых для делового человека, получение навыков для ведения хозяйственных дел

Ручной труд, бухгалтерия, стенография, счетоводство

В отличие от Средневековья, где цель воспитания — подготовка к загробной жизни, Локк провозглашает конкретную цель воспитания — воспитание предприимчивого буржуа, "умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно". Поскольку, по Локку, цель жизни заключается в обеспечении счастья индивида, т.е. такого его состояния, которое может быть выражено формулой "здоровый дух в здоровом теле", начинать формирование личности следует с заботы об укреплении его здоровья. С раннего детства необходимо закалять тело, чтобы ребенок легко мог переносить усталость, невзгоды. Локк дает практические рекомендации, как соблюдать режим дня, закаливаться, заниматься спортом, питаться, вырабатывать выносливость.

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Понятие, этиология, возможные причинные факторы возникновения «Раннего детского аутизма»
Ранний детский аутизм (классический аутизм или синдром Каннера) – отклонение в психическом развитии ребенка, включающее не одну дисфункцию. Понятие аутизма представляет собой комплексное нарушение, в большей мере, чем эпилепсия и умственная отсталость. Главным проявлением аутизма является нарушение ...

Пути коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста, реализуемые в процессе обучения
Коррекция речевых нарушений у детей младшего школьного возраста должна осуществляться систематически в сочетании с работой логопеда, психолога. При коррекции речевых нарушений детей младшего школьного возраста важно: - дать учащимся мотивационную установку; - проводить коррекцию звукопроизношения; ...

Цели и задачи воспитательной деятельности
Цель: в процессе обучения в школе воспитать свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, способную к самореализации и саморазвитию. Задачи: - формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей; - приобщение к национальной и мировой культуре, разв ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru