Новое в педагогике » Изучение традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии для учащихся начальных классов » Использование традиций костюма русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии

Использование традиций костюма русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии

Страница 1

В качестве базисной основы содержания трудового обучения в начальных классах средних школ взято ознакомление с декоративно-прикладным творчеством своего народа. Народное искусство открывает человеку его прошлое, знакомит с представлениями о прекрасном, эстетическим опытом предшествующих поколений, их стремлениями, мечтами, идеалами, традициями, передает духовную культуру прошлого своего народа. Как ничто другое, оно несет в себе заряд национальных особенностей и незаменимо в плане этнокультурного развития. Знакомство в яркой и доступной форме с народным искусством в соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся развивает у них художественный вкус, вырабатывает потребность ориентироваться на духовные ценности своего народа.

Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования.

Младшим школьным возрастом считается возраст детей примерно от 6 -7 до 10-11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы.

Первые годы обучения в школе - годы заметного развития интересов. Основной из них - интерес познавательный; это жажда познания окружающего мира, стремление узнавать все больше и больше. Вот некоторые вопросы, которые задают младшие школьники: «Откуда дует ветер?», «Почему самолеты не падают?», «Когда умерли динозавры?», «Может ли солнце погаснуть?»

В связи с развитием интересов и склонностей начинают формироваться и способности школьников. Выделяются ученики, проявляющие относительно высокий уровень способностей к математике, музыке, рисованию, литературному творчеству.

В этот период значительная часть времени и энергии детей направляется на приобретение новых знаний и навыков. Это возраст, когда будущий взрослый человек учится социальным и техническим основам трудовой деятельности.

Основными задачами приобщения учащихся начальных классов к сибирскому костюму являются:

развитие образного, аналитического, абстрактного, логического, технического и технологического мышлений;

развитие эстетического вкуса, интеллекта;

развитие зрительной памяти, монологической речи;

ознакомление с основными видами народного прикладного искусства, раскрытие их истоков, характерных особенностей и уровня развития на современном этапе;

раскрытие основных принципов формообразования, цветосочетания, композиции, используемых в народном творчестве;

вооружение доступными сведениями о происхождении народа и его культуре, трудовых обычаях, традиционных промыслах и занятиях;

ознакомление учащихся с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства, связанное с народным костюмом.

развитие у детей творческих способностей, воображения, художественного вкуса, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса к прикладному творчеству.

В результате включения в программу трудового обучения материала о народном сибирском костюме младшие школьники должны научиться:

анализировать различные виды и формы народного костюма и называть их отличительные признаки;

применять основные приемы формообразования, цветосочетания, композиции, свойственные народному костюму;

выполнять простейшие технические и технологические операции при изготовлении костюмов;

выполнять доступные декоративно-прикладные виды работ;

использовать отдельные элементы декоративно-прикладного искусства при создании собственных работ.

Предлагаемый материал должен использоваться творчески, с применением как традиционных, так и нетрадиционных методов и форм обучения, соответствующих этническому содержанию учебного материала. Необычными, интересными должны быть и задания для детей: выбрать среди игрушек старинную; подобрать по цвету нитки для заданной строчки; составить из геометрических фигур орнамент; выполнить названный шов; рассказать стихотворение о выбранном для лепки сказочном персонаже или загадать загадку; подумать, как одеть куклу в народный костюм; назвать предметы женской одежды; нарисовать на доске или выбрать карточки с украшающими строчками и т.п.

Важное место на уроке должен занимать образ традиционного костюма, созданных руками народных мастеров предметов крестьянского быта, которые во многих местах сохранились и могут быть продемонстрированы на уроке. Рассматривая конкретную вещь (рисунок, фотография), ученик легче поймет, как тесно связаны образы вещей-типов с мировосприятием народа, его представлениями о добре и красоте.

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Выявление условий развития познавательного интереса учащихся с отклонениями в поведении
В психолого-педагогической литературе (С.Я. Беличева, И.А. Невский, А.Г. Хрипкова, В.Г. Степанов) наиболее конфликтогенным периодом в возрастной периодизации отмечен подростковый возраст. Так называемый "переходный период" (И.П. Брязгунова, Е.С. Иванов) имеет свои особенности не только со ...

Понятие и сущность познавательной деятельности дошкольника
Познавательная деятельность - это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, ...

Волоконная оптика
Эта тема рассматривается отдельно, как пример применения явления полного отражения света. Пурышева предлагает проделать опыт, схема которого изображена на рисунке и объяснить данное явление. Это вносит разнообразие в изучаемый материал и дает учащимся представление об эксперименте в физике. Рис. 16 ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru