Новое в педагогике » Изучение традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии для учащихся начальных классов » Сарафаны

Сарафаны

Страница 2

В верхкатунских сарафанах имели место некоторые специфические черты, по которым их сразу можно было отличить от "поляцких". Так, кошеные полотна пришивали к передним полотнам не только прямыми, как у "полячек", но и косыми срезами. По мнению жителей сел Верх-Уймон, Усть-Кокса, это и делалось для того, чтобы сарафаны живописнее "борило". Прослеживаются отличия в используемых материалах - более темных (черных, коричневых и т.д.), чем у "полячек", цветов. По-иному могли и носили сарафаны - с подтыком за пояс. Другими, чем в "поляцких" сарафанах были приемы шитья - боры по верху подола собирали "на косую нитку" (петлеобразными стежками), отличным способом обрабатывали и лямки. Все сказанное склоняет к выводу о развитии у уймонских кержачек рассматриваемого варианта сарафанов. На Бухтарме такие сарафаны характеризовались многими общими чертами кроя, отделки с "поляцкими", что заставляет думать о занесении их в свое время в этот край "полячками".

Рис. 11. Украшение спинки и переднего разреза (позументом, шнуром, тканьем, вязаным кружевом) кумачового сарафана

Косоклинные сарафаны с передним швом (клинники) во второй половине XIX - начале XX вв. бытовали у старожильческих групп Южного к Юго-Восточного Алтая - "полячек", бухтарминских и уймонских кержачек. Используя в основном в качестве праздничной одежды, крестьянки носили их в комплексе с поликовыми рубахами. Для раскроя указанных сарафанов использовали от трех до семи отрезов ткани, длина которых зависела от роста женщины, моды и колебалась между 95 и 120 см. При этом на перед шло четное число отрезов, а на спинку - нечетное. В центральных передних и одном заднем полотнах в старинных сарафанах делали мысики-проймы и фигурную спинку. С каждого из боковых полотен срезали уголки, которые при соединении всех частей сарафана вшивали в низ подола. Вследствие этого швы на боках располагались "елочками".

После соединения основных частей подола сарафана, к мысикам передних и спинке заднего полотен пришивали отдельно выкроенные полоски ткани - проймы. В двух местах над грудью, а также по обе стороны от спинки ткань присобирали в мелкие складочки (по три и более) или "брали боры" кругом. В более старых косоклинных сарафанах, изготовленных во второй половине XIX в., подобные сборки по груди отсутствовали - традиция, вероятно, восходящая к одежде более закрытого покроя. По-видимому, с этой давней традицией связано и особое, негативное, отношение к подобным борам, которое сохранилось в памяти людей старшего возраста и до настоящего времени.

Наряду с вышерассмотренными сарафанами у крестьянок Южного Алтая во второй половине XIX - начале XX вв. бытовала и другая традиция, связанная с бытованием глухих видов одежды. Это аналогичного покроя сарафаны, однако, глухо зашитые по переднему шву. В погребальной одежде сшитые из холста сарафаны в качестве дериватов одежды более закрытого покроя сохранили цельнокроенную с задним полотном задушку, мысики-лямки (рис. 12).

Рис. 12. Погребальный холщовый сарафан

Для праздничных, нарядных костюмов на такие сарафаны употребляли бумажные ткани крупноузорчатого переплетения, шелка, кашемиры. Яркой, многоцветной была в этом случае отделка белыми кантами, горизонтальными нашивками из тесьмы, кружева, сутажинок и т.д. по груди, а также по лямкам, задушке (рис. 13 - 14).

Рис. 13. Сарафан из цветастого ситца: а – контурный чертеж; б – вышивка спереди; в – вышивка сзади

Рис. 14. Сарафан из цветастого ситца: а – контурный чертеж; б – вышивка на спине

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Коллективизм как социальное и психолого-педагогическое явления
Латинское слово «коллективус» переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединенная группа. Неудивительно, что оно стало очень не четким, ясно лишь то, что коллектив – это группа людей. Разные авторы дают разные определения коллективу и коллективизму. Коллектив – (от латинского с ...

Функции, структура и динамика семьи
Отечественная социальная психология рассматривает семью как малую группу со специфическим целевым назначением, в первую очередь семья является коллективом, поскольку ее внесемейная и внутрисемейная деятельность является социально значимой, общественно необходимой; семья, будучи включенной в социаль ...

Система работы направленная на коррекцию и развитие чувства коллективизма у школьников 13 лет
Цель: развитие и коррекция чувства коллективизма у учащихся, посредствам использования системы мероприятий разработанной в этом направлении. Для реализации поставленной цели была разработана система мероприятий комплексного педагогического воздействия. Все запланированные беседы, игры, занятия, вик ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru