Творчество — это процесс создания нового. Его характеризует продук-тивность мысли. Учащиеся, узнавая новое, делают открытия для себя, и очень важно, чтобы к открытиям они подходили сами и всегда стремились к этому. В каждом даже самом маленьком открытии, которое делают для себя учащиеся, овладевая техническими знаниями, содержатся элементы твор-чества, без накопления которых невозможны последующие более серьезные творческие решения. Саженцы ели питомник фавн питомник.
Самым эффективным способом развития творческого технического мышления является систематическое решение технических задач, осуществ-ляемое, в частности, в ходе упражнений. Под техническими задачами пони-маются различного рода задания, прямо или косвенно связанные с профес-сией, получаемой учащимися.
Одним из показателей творческого мышления является умение уча-щихся в частном найти общее и в общем частное. Формируется оно при про-ведении упражнений в систематизации изученного материала. Системати-зация предполагает мысленное распределение предметов и явлений по груп-пам и подгруппам в зависимости от их сходства и отличия. Это способст-вует формированию у учащихся способностей к обобщению и усвоению сис-темы знаний.
Один из распространенных способов проведения упражнений в твор-ческом применении знаний и умений — решение продуктивных задач. Коли-чественные продуктивные задачи —это в основном задачи, в условиях кото-рых нет всех исходных данных для их решения, т. е. задачи с неполными дан-ными. При решении таких задач учащиеся определяют, какие данные допол-нительно им нужны или где их можно найти, используют справочную лите-ратуру. Однако большинство продуктивных задач — качественные, т. е. за-дачи-вопросы.
Упражнения поискового характера — это тоже упражнения в твор-ческом применении полученных знаний и умений, но проводимые на более высоком уровне. Они требуют максимальной самостоятельности учащихся, способности оперировать знаниями и умениями в довольно сложных техни-ческих ситуациях, развитого умения мыслить — анализировать, синтезиро-вать, делать выводы, оценки, выбирать наилучший вариант, принимать само-стоятельные решения.
Одним из распространенных видов упражнений поискового
характера являются диагностические упражнения.
При решении диагностических задач очень важно ставить учащихся в такие ситуации, чтобы они предлагали различные варианты поиска непола-док, сравнивали их и выбирали наиболее оптимальные. Одним из путей фор-мирования у учащихся технического творческого мышления является прове-дение упражнений в решении на уроках задач с элементами конструирова-ния, что повышает интерес учащихся к учебному материалу и способствует развитию у них рационализаторской и изобретательской мысли, формирова-нию способностей к техническому творчеству.
Смотрите также::
Проблемное обучение как общее средство развития технического мышления
В результате более или менее длительного опыта решения техничес-ких задач вырабатывается определенная направленность мышления, выража-ющаяся в техническом осмысливании действительности, в особом стремле-нии выделять в ней технические явления, в способности сосредоточиться на решении технических зад ...
Теоретическое обоснование педагогических условий творческого саморазвития
студентов дистанционной формы обучения
На протяжении многих веков педагоги с неизбежностью выходили на философское осмысление целей, ценностей, методологических принципов исследования проблем в сфере образования, воспитания и саморазвития личности. И это не случайно. Философское осмысление многих современных проблем обучения и воспитани ...
Внутренняя жизнь средневекового университета
Попадая в университет, человек оказывался включенным в систему связей сразу нескольких корпораций. Прежде всего – землячества, «нации». В Париже их было четыре – Французская, Нормандская, Пикардийская, Английская (со временем Столетней войны ставшая Германской). Названия были условны. Нация защищал ...