Творчество — это процесс создания нового. Его характеризует продук-тивность мысли. Учащиеся, узнавая новое, делают открытия для себя, и очень важно, чтобы к открытиям они подходили сами и всегда стремились к этому. В каждом даже самом маленьком открытии, которое делают для себя учащиеся, овладевая техническими знаниями, содержатся элементы твор-чества, без накопления которых невозможны последующие более серьезные творческие решения. Саженцы ели питомник фавн питомник.
Самым эффективным способом развития творческого технического мышления является систематическое решение технических задач, осуществ-ляемое, в частности, в ходе упражнений. Под техническими задачами пони-маются различного рода задания, прямо или косвенно связанные с профес-сией, получаемой учащимися.
Одним из показателей творческого мышления является умение уча-щихся в частном найти общее и в общем частное. Формируется оно при про-ведении упражнений в систематизации изученного материала. Системати-зация предполагает мысленное распределение предметов и явлений по груп-пам и подгруппам в зависимости от их сходства и отличия. Это способст-вует формированию у учащихся способностей к обобщению и усвоению сис-темы знаний.
Один из распространенных способов проведения упражнений в твор-ческом применении знаний и умений — решение продуктивных задач. Коли-чественные продуктивные задачи —это в основном задачи, в условиях кото-рых нет всех исходных данных для их решения, т. е. задачи с неполными дан-ными. При решении таких задач учащиеся определяют, какие данные допол-нительно им нужны или где их можно найти, используют справочную лите-ратуру. Однако большинство продуктивных задач — качественные, т. е. за-дачи-вопросы.
Упражнения поискового характера — это тоже упражнения в твор-ческом применении полученных знаний и умений, но проводимые на более высоком уровне. Они требуют максимальной самостоятельности учащихся, способности оперировать знаниями и умениями в довольно сложных техни-ческих ситуациях, развитого умения мыслить — анализировать, синтезиро-вать, делать выводы, оценки, выбирать наилучший вариант, принимать само-стоятельные решения.
Одним из распространенных видов упражнений поискового
характера являются диагностические упражнения.
При решении диагностических задач очень важно ставить учащихся в такие ситуации, чтобы они предлагали различные варианты поиска непола-док, сравнивали их и выбирали наиболее оптимальные. Одним из путей фор-мирования у учащихся технического творческого мышления является прове-дение упражнений в решении на уроках задач с элементами конструирова-ния, что повышает интерес учащихся к учебному материалу и способствует развитию у них рационализаторской и изобретательской мысли, формирова-нию способностей к техническому творчеству.
Смотрите также::
Основы элементов детского актерского мастерства
Художник с детства должен уметь рисовать, музыкант с детства должен иметь слух, что же касается актёрских способностей, они есть у каждого, все дети играют. В известном смысле все люди - актёры. Хотя бы потому, что социальное положение человека неминуемо диктует ему формы его социального поведения. ...
Формирование самостоятельной деятельности учащихся
Формирование самостоятельной деятельности учащихся проходит несколько уровней. Следовательно, описание предложенной выше модели надо вести на каждом конкретном уровне отдельно. В педагогической литературе выделяются четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся: 1. Копирующие действия учащихс ...
Принцип постепенного повышения требований
Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ними нагрузок. Необходимость регулярного обнов ...