Новое в педагогике » Психологические идеи Абая Кунанбаева » Основные психологические проблемы в творчестве Абая: взаимосвязь души и тела, роль воспитания и образования в психологическом становлении личности

Основные психологические проблемы в творчестве Абая: взаимосвязь души и тела, роль воспитания и образования в психологическом становлении личности

Страница 2

В-третьих, для Абая важным этапом на пути к овладению знаниями является первоначальное обучение. Это та незаметная тропинка, которая ведет к столбовой дороге пауки. Самые азы образования должны начинаться не только с овладения грамотой, а прежде всего с воспитания лучших человеческих качеств. Основными из них поэт считает: стремление, увлеченность, интерес. «Стремление к истине, — пишет он, — и постижение ее рождаются высоким сознанием; сознание же человека определяется его человечностью, умом и интересом к науке. Появлению этих качеств, прежде всего, способствует непорочность чувств и крепость тела, которые даются человеку от рождения, а развитие их зависит только от честных друзей, от мудрых наставников».

Надо особо отметить, что Абай считал светское школьное обучение единственным путем к овладению науками. Каковы пути познания, как, каким образом человек лучше познает мир? На этот вопрос Абай отвечает: «Человек овладевает науками и знаниями тогда, когда всем своим существом стремится к истине и правде, пытается понять самую суть явлений». Человек, идущий в науку" ради богатства, славы и почета, никогда не поймет ее сущности. Больше того, когда человек преследует корыстные цели, он теряет человеческий облик. И наоборот, человек становится сильнее, когда и богатство, и слава, и признание приходят к нему сами, как результат труда.

Молодость — самая благотворная пора познания, считает Абай. Не упустить это драгоценное время редко кому удается. Красота и сила, непосредственность и порыв молодости даются человеку не для того, чтобы ими щеголять и тратить на мелочи жизни, учит Абай. Красота и ум — синонимы, и потому красивым делает человека труд, а молодость быстротечна. «Человеку к лицу чистая и ладная одежда, - пишет Абай, — но человек не должен увлекаться щегольством, чтобы не потерять свой облик. Красивым и сильным делают человека его ум, образованность, честь. Больше ничего. Глуп тот, кто хочет возвыситься иным путем».

Прочитывая эти строки Абая, ловишь себя на мысли, что великий казахский поэт и сто великий русский современник А. П. Чехов, сказали об одном и том же разными словами: о том, что в человеке все должно быть прекрасно. Нельзя не поверить, что вес это идет из глубины души поэта. Это не умозрительные назидания, а пережитые самим Абаем в молодости факты. Вот что писал сорокалетний поэт, вспоминая свою молодость:

Я презрел познанье, юноша пустой.

Видел пользу в нем, но шел стезей другой.

Возмужал — наука из-под рук ушла.

Поздно к ней ты устремился, разум мой!

Четырьмя годами позже он повторил ту же мысль, то же «раскаяние»:

Где ж ты, пламя юности моей?

Не волнуешь сердце почему?

Я постиг премудрость жизни сей,

Красоты ж не разгадать уму.

Абай считает, что учиться можно и нужно у всех, кто знает то, чего ты не знаешь. Подобно тому, как человек с каждым определенным отрезком времени незаметно взрослеет, точно так же растет и множится человеческое знание, познавательный ряд. Чтобы успевать за растущими знаниями человеческого общества, необходимо учиться, пополнять свои знания каждый час. Тот, кто однажды скажет, что он все уже знает, все уже познал тот конченый человек. «Если кто-либо уверовал, что он познал смысл религии и жизни и перестал учиться, то пусть знает - благочестие его ненастоящее».

В педагогических воззрениях Абая, в его произведениях мы находим много ценного и для педагогических положений нашего времени.

Как мы уже отмечали, одним из основных условий овладения наукой Абай считал наличие жажды познания. Но поэт предупреждает, что одного желания, стремления мало. Тут, кроме необходимости строгой, заранее определенной системы, нужно ставить перед собой главную цель. «Сначала ты должен точно уяснить, для чего тебе необходима наука. Если же твоя душа лежит к другим вещам и ты изучаешь науку ради их достижения, то твое отношение к науке подобно отношению мачехи к пасынку. Науку надо любить, как мать любит родного сына».

Абай предупреждает: «У познания должна быть благородная цель. Не приобретай знаний для того, чтобы хвастаться или спорить . Избегай спеси, гордости, зависти, которые встречаются и среди ученых».

Достигнув истины, говорит Абай, не отступай даже под угрозой смерти. «Если твоя истина не овладеет тобой целиком, хотя ты уверен в ней, то для кого же другого она может быть ценной? Как ты можешь желать от других уважения к тому, чему сам не служишь преданно?»

Человек, занимающийся наукой, не должен стоять на одном месте. Он должен непрестанно самосовершенствоваться, учиться, передавать свои знания другим. Главное — это преемственность в науке. Нужно, чтобы было не только у кого учиться, но и кому завещать. Этот вопрос мучил и терзал Абая. «Некому передать свои знания . Что толку сидеть в пустыне, разложив дорогую ткань к держа в руках аршин?»

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Проявление агрессии в детском возрасте
В психологической литературе понятие «агрессия» определяется как мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативны ...

Методические аспекты психолого-педагогической работы школьного библиотекаря
Технология психолого-педагогической работы библиотекаря предполагает разработку и реализацию специальных программ и учебных материалов. Пассов (1982) предложил 7 принципов специализации учебных программ, применительно к детям разного возраста. Мы считаем, что эти принципы являются вполне актуальным ...

Комплекс педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
Состояние воспитания в образовательных учреждениях данного типа на сегодняшний момент не отвечает требованиям, предъявляемым обществом к личности молодого специалиста, не способствует формированию у него способности к творческой профессиональной деятельности и активной общественной жизни. Проблема ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru