Приучение каждого учащегося к активной работе, полной дисциплине и аккуратности, соблюдение правил безопасности, особенно при работе острыми предметами (иглы, скальпель).
Экономия времени, достигаемая сокращением записей и зарисовок в тетрадях.
Доведение самостоятельной работы учащимися до полного завершения. Оказание учителем своевременной помощи учащимся, допускающим ошибки или затруднения при выполнении задания.
Фиксирование учащимися в особую тетрадь для лабораторных занятий результатов опытов и наблюдений за подопытными растениями в виде записей, схем и т.д.
Воспитание у школьников культуры и эстетики труда посредством предъявления требований к аккуратному выполнению работы, красивому оформлению записей, рисунков, схем, диаграмм, поддержанию чистоты рабочего места.
Объективная оценка выполняемых учащимися заданий.
Осуществление указанных требований происходит постепенно, по мере того как учащиеся овладевают умениями и навыками самостоятельного выполнения заданий учителя для лабораторных работ.
Постепенно задачи и содержание лабораторных занятий усложняются, а самостоятельность учащихся возрастает, поскольку уровень их биолгических знаний, умений и навыков значительно повышается.
Лабораторные работы по усмотрению учителя могут проводиться как для получения новых знаний, так и для их закрепления и проверки уже имеющихся.
Другим важным условием повышения эффективности лабораторных работ является продуманная итоговая беседа о результатах проделанной работы с целью подведения учащихся к определенным естественнонаучным методам. Понимание сущности изучаемых явлений требует серьезной умственной работы самого учащегося – мыслительной переработки и словесного выражения результатов чувственного восприятия.
Провести итоговую беседу можно по следующим вопросам:
Как проводили опыт?
Каков результат опыта?
Какие были затруднения в ходе проведения опыта?
Почему получился такой результат?
Какой вывод можно сделать из опыта?
Эти вопросы рассчитаны на логическое обобщение результатов самостоятельных наблюдений и экспериментов, в процессе которого у учащихся формируются понятия, развиваются абстрактное мышление и речь. Однако это достигается благодаря умелому руководству мышлением учащихся со стороны учителя. Только при этих условиях самостоятельные эксперименты и наблюдения детей бывают продуктивными и обеспечивают им сознательное и прочное усвоение биологических знаний.
На эффективность лабораторных работ влияет еще один важный фактор – обеспеченность школы приборами и раздаточным материалом. Важно, чтобы каждый ученик имел необходимый комплект оборудования. Это позволяет вовлечь весь класс в выполнение посильного самостоятельного задания. Часто работа на лабораторных занятиях необоснованно проводится звеньями из 3-4 учащихся. В этом случае только один из них непосредственно, своими руками выполняет задание, а остальные по существу ограничиваются ролью созерцателей. От этого зависит качество приобретенных знаний и практических умений. Хотелось бы отметить, что в нашей школе обеспеченность приборами и материалами очень низкая. Микроскоп используется учащимися один на двоих. Для выхода из этой ситуации я рассаживаю детей так, чтобы в паре был ребенок хорошо усваивающий материал и быстро работающий и слабого ученика. Работая вместе, они помогают друг другу. Кроме этого мне приходиться составлять задания нескольких уровней сложности и дополнительные вопросы сильным учащимся.
Таблица 1
Лабораторные работы в курсе ботаники.
Тема курса |
Лабораторные работы |
Клеточное строение организмов Царство Грибы Царство Растения Строение и многообразие покрытосеменных растений Жизнь растений Классификация растений Природные сообщества |
Устройство лупы и светового микроскопа. Рассмотрение клеток с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Рассматривание пластид под микроскопом. Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. Изучение строения тел шляпочных грибов. Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей. Изучение строения мха (на местных видах) Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща). Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы. Изучение внешнего и внутреннего строения корня. Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Изучение макро- и микростроения стебля. Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень. луковица). Изучение строения цветка. Ознакомление с различными видами соцветий. Ознакомление с сухими и сочными плодами. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Выявление признаков семейств по внешнему строению растений. Изучение особенностей строения растений различных экологических групп. |
Смотрите также::
Общая характеристика развития координации движений у старших дошкольников
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движ ...
Признаки равенства прямоугольных треугольников
Чтобы установить равенство прямоугольных треугольников, достаточно знать, что два элемента одного треугольника соответственно равны двум элементам другого треугольника (исключая прямой угол). Это, конечно, не распространяется на равенство двух углов одного треугольника двум углам другого треугольни ...
Методика использования дидактических игр на уроках математики
в 3 классе при изучении темы “Трехзначные числа”
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе ...