Накопление педагогом знаний о конкретных психологических и физиологических закономерностях возрастного развития детей в организованных и самодеятельных условиях составляет важнейшую научную основу педагогического искусства, ориентирует педагога в научной организации детской жизни и общения с учащимися.
Третий компонент — этико-эстетические принципы организации взаимоотношений с детьми. В лекции VI, посвященной сущности учебно-воспитательного процесса, рассмотрены общепедагогические принципы закономерности обучения и воспитания детей. Они могут быть реализованы в практике педагогических отношений только личностью учителя — педагога через посредство его этико-эстетических качеств. Поэтому общечеловеческие нормальные свойства личности педагога необходимо дополнить, расширить, возвысить до уровня требований педагогической, воспитательной этики.
К числу нравственно-эстетических принципов искусства организации педагогических взаимоотношений воспитателей и детей относится прежде всего целеустремленность и перспективность. В гуманном демократическом обществе целеустремленность личности является качеством нравственным, общественно и личностно значимым. Для педагога это означает необходимость не только хорошего знания воспитательных целей, но и практического воспитания целеустремленности в каждом ребенке.
Важным принципом воспитательской этики и педагогического искусства является принципиальность и справедливость в отношениях с детьми. Педагог может находиться в товарищеских, дружеских отношениях с учащимися, но их основой может быть только кодекс педагогической чести, неуклонное исполнение этических норм. Принципиальный педагог не позволит снизить требовательность к себе и своим воспитанникам в работе, в поведении, в нравственных отношениях. Ему чуждо руководствоваться иными, чем интересы дела и истины, соображениями в разборе ребячьих конфликтов, быть снисходительным к антиобщественным поступкам. Строгое следование этико-эстетическим принципам рождает у ребят отношение к воспитателю как человеку честному, открытому, справедливому, которому можно довериться и вместе идти по жизни.
Видное место среди этико-эстетических принципов искусства отношений с детьми занимает идея сочетания требовательности, уважительности и доброжелательности. В практике работы воспитатели, исповедующие педагогический авторитаризм, трактуют требовательность как отчужденность от детей, как надоедливые указания и жесткий контроль. Такой подход приводит к подавлению личности детей, сдерживанию их инициативы, к безразличию, пассивности, сопротивлению воспитанию. Нравственные принципы требовательности и уважения становятся элементами педагогического искусства воспитателя в отношениях с детьми, когда проявляются как требовательная поддержка ребенка на пути к цели, как помощь в самоопределении, когда уважение — не заигрывание, а возвышение в ребенке чувства человеческого достоинства, когда доброжелательность—не вседозволенность, а осуждение зла, призыв к борьбе с безнравственностью, утверждение обновления человека и общества.
Завоевание у детей авторитета, их доверия диктует необходимость строго придерживаться таких прицепов педагогического искусства» как доверие в отношениях, решительность и определенность в поступках. Нерешительность, неопределенность педагога в доверии к детям разрушает в их сознании представление о нем как настоящем человеке, убивает в них внутренние стимулы к доверительным отношениям. Педагог не может воспитывать, влиять своею личностью, а личность воспитанника, есть искра искреннего и полного доверия. Вместе с тем возможны случаи, когда ребята не оправдывают его. Но и сам конфликт не оправдания доверия несет в себе немалую педагогическую нагрузку, поскольку педагог и коллектив, как правило, дают решительную осуждающую оценку вероломству, предательству, пободают детей к самоосуждению, к оправданию доверия в будущем. Однако, если дети имеют право на ошибку, даже на сознательное вероломство в отношениях с педагогом, то воспитатель лишен возможности не оправдания доверия детей. Кризис доверия педагогу со стороны детей — это, за редким исключением, необратимый кризис педагогических отношений, лишающий его возможности осуществлять воспитательные функции.
Смотрите также::
Краткий исторический очерк об изучении речевого развития учащихся
Вопросы культуры речи в современном обществе имеют первостепенное значение. Большинство ученых (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочено снижением общего уровня речевой культуры. Как отмечает Н. Г. Комлев, "культура речевого воздействия упала до самой низкой черты. Р ...
Методика диагностики
моторики рук
Исследования развития кинестетической основы движений руки. Инструкция: 1. «Опусти кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево». 2. «Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх». 3. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на не ...
Особенности проведения практических занятий
После прочтения лекции преподаватель продолжает собирать дополнительный материал для лекции и совершенствует свое мастерство. Методические рекомендации по подготовке и проведению теоретических семинаров Провести семинарское занятие на высоком профессиональном уровне - задача еще более сложная, чем ...