Новое в педагогике » Формирование коммуникативной компетенции при обучении письменной речи на иностранном языке на среднем этапе » Психологический аспект формирования у учащихся коммуникативной компетенции письменной речи при обучении иностранному языку на среднем этапе

Психологический аспект формирования у учащихся коммуникативной компетенции письменной речи при обучении иностранному языку на среднем этапе

Страница 2

В этих исследованиях было показано, что относительное отставание в развитии того или иного функционального компонента (например, кинетической серийной организации или зрительно-пространственных функций) определяет особенности как невербальных функций, так и устной речи или письма (Ахутина, 1998б, Ахутина, Ксензенко, в печати). Такое относительное отставание тех или иных функций обычно не мешает ребенку адаптироваться к социальным требованиям, в частности требованиям школы, оно может проявиться лишь при утомлении ребенка или при специальном исследовании. Однако у части детей при резком повышении социальных требований (поступлении в школу) имеющиеся функциональные слабости могут приводить к более или менее выраженным трудностям обучения. Нейропсихологическое исследование позволяет уточнить механизм имеющихся трудностей, при этом важно, что выбранные на основе нейропсихологического исследования коррекционно-развивающие методы оказываются эффективным средством для преодоления трудностей обучения (Ахутина и др., 1995; Пылаева, 1998).

Проведенный с нейропсихологических позиций анализ трудностей в овладении письмом и письменной речью показал, что все выделенные А.Р. Лурия (1973) компоненты структурно-функциональной организации мозга участвуют в процессе письма ребенка, начинающего осваивать новый вид деятельности.

Возрастные психологические особенности – специфические свойства психики, личности, присущие большинству представителей данной возрастной группы. Эти особенности характеризуют возможности детей разного возраста и должны учитываться в процессе их обучения и воспитания.

Существуют следующие критерии любого возраста:

1. социальная ситуация развития – это те отношения ребенка со взрослыми и окружающим миром, которые специфичны для определенного возраста и ведут к новообразованиям;

2. ведущий вид деятельности – это проявление внешней активности ребенка через переживания;

3. новообразования – появившиеся качества, навыки и свойства, соответствующие данному возрасту.

Главной особенностью подросткового возраста является его переходный характер – от детства к взрослости. Это период резкого увеличения темпов физического развития и полового созревания. Характерная его черта – проявление подростками противоположных черт личности, их неожиданная смена друг друга. Линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно не определены.

Также проблему психического развития школьников подросткового возраста рассматривают И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюцкий (11-15 лет). Главная задача подростка – формирование самосознания и идентичности. Устойчиво проявляется в этом возрасте рефлексивный характер мышления: ученики анализируют операции, которые они производят, способы решения задач.

Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. С интеллектуальным развитием тесно связано начинающееся в этот период становление основ мировоззрения. Подросток приобретает взрослую логику мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения.

В начале статьи “Развитие психических функций” автор указывает, что в подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление, приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями.

Автор утверждает, что подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи.

Известный психолог И.Ю. Кулагина четко определяет, что в подростковом возрасте появляются 2 особые формы самосознания: чувство взрослости и “Я- концепция”. Автор определяет чувство взрослости как отношение подростка к себе, как ко взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется “Я-концепция”- система внутренне согласованных представлений о себе, образов “Я”.

С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству, подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.д. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка.

Психолог М.В. Гамезо приводит следующие критерии, которые входят в понятие “готовность к обучению в средней школе”:

l сформированности основных компонентов учебной деятельности;

l успешное усвоение программного материала;

l более “взрослый” тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Трудно не согласиться, что эмоциональное благополучие подростка во многом зависит от оценки учебной деятельности взрослыми.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Арт-терапия: история и современность
Теперь рассмотрим трактовку другой смежной дисциплины – арт-терапии. Сам термин «арт-терапия» ( art therapy – исцеление искусством) означает исцеление посредством творчества с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния. Принципы воздействия произведений искусства на людей интер ...

Понятийно-категориальный аппарат проблемы эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
Отправной точкой теоретического анализа данной проблемы мы избрали построение ее понятийно-категориального аппарата, включив­шего основные и рядополагающие компоненты, такие, как «профессио­нальное образование», «учреждение начального профессионального образования», «воспитание», «профессиональное ...

Опытно-экспериментальные исследования возможностей развития детей на уроках ИЗО
С опорой на теоретические положения исследуемого вопроса была разработана следующая концепция по развитию творческих способностей младших школьников на уроках ИЗО, которая представлена в практической части дипломной работы. Практическая часть дипломной работы была осуществлена в средней школе №10 с ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru