М.М. Поташник под оптимизацией воспитательного процесса применительно к общеобразовательным учреждениям понимает «выбор и осуществление системы мер, которая позволяет педагогу получать не любые, не просто хорошие или лучшие, чем прежде, а наивысше возможные для конкретных условий воспитательные результаты без перегрузки педагога и ученика за отведенный государством срок обучения и в соответствии с целями, поставленными обществом перед школой».
Предложенное определение может обусловить восприятие результата процесса оптимизации как идеального. Однако идеальный результат предполагает достижение вообще наивысших результатов, то есть, применительно к процессу воспитания, наличие у всех учащихся уровня воспитанности всесторонне развитых и всесторонне подготовленных молодых людей. Оптимальный же результат - не вообще наилучший, а максимально возможный: а) для данных конкретных условий и возможностей педагогов; б) на данном этапе, то есть с учетом реально имеющегося уровня воспитанности учащихся; в) исходя из особенностей личности учащегося, его реальных возможностей; г) с учетом реальных умений, навыков, особенностей конкретного педагога или педагогического коллектива.
Необходимость анализа с научных позиций соотношения понятий «эффективность» и «оптимизация» обусловлена имеющим место отождествлением их не только друг с другом, но и с понятиями «рационализация», «модернизация», «совершенствование», «интенсификация».
Рационализация процесса воспитания подразумевает более целесообразную его организацию, улучшение его структуры. Модернизация означает обновление содержания, форм, методов воспитания, приведение их в соответствие с современными требованиями. Совершенствование может быть осуществлено за счет рационализации и модернизации и всегда означает частичное, избирательное улучшение процесса.
Эффективность воспитания, как правило, отождествляется с повышением его результативности, зачастую независимо оттого, каким путем были достигнуты более высокие результаты. Оптимизация же предполагает достижение эффективности не любыми средствами, а «наиболее выгодным для конкретной ситуации комплексом мер». Кроме того, эффективность не требует достижения максимально возможного качества, а для оптимизации это обязательное условие.
Осуществленное нами соотнесение сущности понятий «эффективность воспитательного процесса» и «оптимизация воспитательного процесса» позволяет сделать вывод о том, что эффективность воспитательного процесса есть одна из составляющих его оптимизации.
Переходя к трактовке основного понятия нашего исследования - «эффективность воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования», - необходимо обратить внимание на сложность и многоаспектность данного понятия, которые обусловлены, в частности, неразрывной связью воспитания с обучением и развитием личности (в нашем случае - личности будущего молодого специалиста).
Понятия «обучение», «воспитание» и «развитие» в совокупности составляют понятийное поле интегративной категории «образование». Следовательно, на семантическом уровне эффективность воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, рассматриваемого как процесс формирования личности будущего молодого специалиста, может быть наилучшим образом выявлена путем соотнесения исследуемого понятия с базовым понятием «эффективность образования».
Проанализировав различные точки зрения, мы выбрали в качестве опорного для трактовки понятия эффективности образования определение, даваемое П.И. Пидкасистым. Эффективность образования рассматривается ученым как «оценочная категория, характеризующая результаты образовательной деятельности по критерию их соответствия поставленным целям».
Это позволило нам определить эффективность воспитательного процесса в учреждении начального профессионального образования как достижение соответствия между его целями и результатами. При этом в качестве цели воспитательного процесса выступает ожидаемый, а в качестве результатов - достигнутый уровень воспитанности учащихся.
Однако число исследований, ориентированных на решение проблемы выявления педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, сегодня явно ограничено.
Смотрите также::
Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
В этом параграфе мы рассмотрим понятия «компьютерных игр», проанализируем педагогический опыт исследователей, раскроем содержание, классификацию игр и их влияние на процесс воспитания детей. Процессы компьютеризации в нашей стране с 90 - х годов прошлого века происходили очень бурно, что повлекло з ...
Эстрада — мир музыкальноготеатра
Эстрадный номер не может быть растянут во времени — как правило, его продолжительность 3—15 минут. Поэтому эстрадный номер — это прежде всего четкий сюжет, хорошо продуманная композиция, острая кульминация, ясная авторская позиция и точные акценты. Здесь нет углубленных психологических характеристи ...
Особенности танцевальной деятельности детей 6-7 лет
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных на каждом возрастном этапе происходит различно. В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, же ...