Новое в педагогике » Социально-психологические факторы эффективности общения преподавателя и учащихся » Критерии эффективности общения преподавателя и учащихся

Критерии эффективности общения преподавателя и учащихся

Страница 3

Любой акт взаимодействия с учеником есть решение творческой задачи. Поэтому, рассмотрим следующий аспект: творчество учителя в процессе организации учебной информации и общения его с классом. Это может быть и монолог, и доверительный диалог, располагающий собеседников к соразмышлению и сопереживанию. Способы подачи учебной информации в определенной системе общения имеют огромное значение. Творчество проявляется и в другом — в умении познать личность ребенка и разобраться в ней. В данном случае речь идет о творчестве в процессе познания учащихся.

Еще один важный срез творчества педагога: творческое выстраивание взаимоотношений.

Психолог К.П.Волков в книге «Психологи о педагогических проблемах» изложил следующие требования, которые предъявляют ученики к учителю в качестве обязательных условий для возникновения чувства доверия к педагогу: контактность, умение легко и чутко вступать в общение с детьми самого различного психического склада; демократический стиль руководства, сочетающий уважение к личности каждого ученика с необходимой требовательностью; понимание, терпение, разнообразие интересов, умение идти в ногу со временем, эрудиция, чуткость, способность к сопереживанию.

Таким образом, творчество в организации взаимоотношений неизбежно предполагает умение точно понимать ребенка, не планировать общение с ним сверху вниз, а добиваться реализации единства психологического равенства и преимущества перед воспитанником, перестраивать взаимоотношения в соответствии с задачами педагогического процесса.

Еще одним важнейшим элементом в системе общения является - слово. Однако и эктосемантическая (от гр. ektos — «вне, снаружи») информация (жест, поза, взгляд, интонация, громкость голоса, тембр, темп, паузы, и т. п.) также является средством общения, в том числе и педагогического.

Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко заботился не только о содержании своих требований, но и форме и тоне их предъявления: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса».

В.А. Сухомлинский, как и А.С. Макаренко, призывал педагогов управлять тоном своего обращения к учащимся. В частности, он советовал обращаться к ним не специальным тоном, который, быстро вызывает у ребят усталость, а тоном обычного разговора. Это же относится и к нашим условиям. Настоящий преподаватель, руководствуясь советами В. А. Сухомлинского, делает то, что подсказывают «ему мудрые размышления, а не то, на что его толкает сиюминутное скоропреходящее настроение».

Чрезвычайно важную роль в педагогическом общении играет словесный такт, т. е. способность выбирать жанр общения. Словесный такт является составной частью культуры речи преподавателя и в целом его педагогического такта. Слово преподавателя должно быть всегда весомо, значимо и никогда не расходиться с делом.

В.А. Сухомлинский резко критиковал пустословие: «Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и — это особенно важно — обращенным к совести живого человека, с которым мы имеем дело, .чтобы не было обесценивания слов, а наоборот, чтобы цена слова постоянно возрастала».

Данное слово - это закон перед самим собой. Это первое правило преподавателя, осуществляющего правильное педагогическое общение.

Уместно здесь вспомнить слова В.А. Сухомлинского, который говорил: «Слово - не хлыст, слово учителя должно утешать».

Несколько иными будут факторы эффективности общения преподавателей со студентами. Можно предположить, что большинству преподавателей высших и средне специальных учебных заведений хорошо известно, что такое педагогическое общение. В самых общих чертах — это вежливое общение преподавателей друг с другом и со студентами, которое способствует выполнению главной цели - выпуску высококвалифицированных специалистов и достойных граждан нашей страны. Поскольку не всегда удается достичь этой цели, необходимо рассмотреть этот момент несколько подробнее.

Как уже было отмечено, и в отечественной и в зарубежной психологии, уделялось много внимания вопросам педагогического общения, однако проблема педагогического общения рассматривалась, в основном, в плане общения учителя школы и учеников. Что же касается высших и средне - специальных учебных заведений, то здесь эта проблема менее разработана.

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Творческие способности детей в музыкальной деятельности и условия для их развития
Исследованием проблемы способностей занимался Б.М.Теплов. В понятие «способность» он заключил 3 признака: Под способностью разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, к ...

Задачи оздоровительной направленности
охранять и укреплять здоровье детей; учить детей понимать и правильно взаимодействовать с природой; формировать умения рационально использовать ресурсы для гармоничного развития личности; учить детей согласовывать свое поведение с факторами внешней природной среды. Задачи образовательной направленн ...

Формирование самостоятельной деятельности учащихся
Формирование самостоятельной деятельности учащихся проходит несколько уровней. Следовательно, описание предложенной выше модели надо вести на каждом конкретном уровне отдельно. В педагогической литературе выделяются четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся: 1. Копирующие действия учащихс ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru