Новое в педагогике » Внеклассная работа по литературе как средство личного развития » Сценарий урока по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Сценарий урока по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Страница 2

- Каким обрисован мальчик «с ручкой» в I части рассказа? Назовите основные черты, опираясь на текст. (Плохо одет, смысл понятия «с ручкой», только лишь начинает профессию, наивный и доверчивый взгляд.).

- С какой целью он бродяжничает? (Набирает деньги для пьянствующей шайки.)

- Будущее мальчика «с ручкой»?

(Воровство, пьянство, бродяжничество.)

- Зачитаем последние строки I части.

- Какова авторская позиция по отношению к этому типу?

Вывод: Достоевский в I части рассказа дает обобщенный портрет детей, голодных, лишенных всего, вынужденных терпеть унижение и побои.

II часть – само по себе законченное произведение.

- Что объединяет обе части? (Тема – детская доля в России).

- Композиционное своеобразие II части рассказа – его кинематографичность.

- Работа с иллюстрациями к рассказу (на доске рисуется схема элементов сюжета)

1 картина – экспозиция «Мальчик в подвале» (хроника быта «углов» и «подвалов»).

2 картина – завязка – (Мальчик выходит на улицу).

3 картина – развитие действия «Красивая елка в богатом доме».

4 картина – развязка – «Мальчик у Христа на елке».

(Пересказ каждой композиционной части.)

- Где, по-вашему кульминационный момент?

Авторское повествование во 2-й части не остается неизменным. Голос автора незаметно сменяется голосом мальчика.

Докажите примерами из текста («Я романист», «мерещится мне»; «Господи, какой город» – городской пейзаж глазами мальчика.)

Образ мальчика во II части – суровый упрек тем, кто не замечает положения русских детей.

Докажите текстом (его состояние – холод, голод – нераздельные мотивы рассказа, пронзительная деталь «пальчики мерзнут»).

- Какой прием использует Достоевский, чтобы ощутимее нарисовать состояние мальчика? (Пейзаж).

- Анализ эпизода: «Господи, какой город! .»

1) Роль пейзажа.

2) Интонация и лексика рассказа.

3) Фраза Достоевского.

- Основной образ (страшный город, мороз).

- Основной мотив (страх мальчика, холод, голод).

- Стилистика – детская экспрессия (Господи . . . откудова . . .).

Лексика (преобладают глаголы, причем действия «звучат»: «завывают стаи собак», «звенят об камни подковы»; уменьшительно-ласкательные формы: «кусочек», «пальчики»).

- Основной прием – сопоставление: город – откуда приехал.

Вывод: Роль пейзажа – придать осязаемость образу мальчика, его состоянию холода и голода.

- Где во II части перелом в сюжете? (Увидев елку, он забывает обо всем, засыпает и попадает на елку к Христу.)

- Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки» давно «замерзли и задохнулись» – мертвы одним словом?

(В реальном мире для них нет елки.)

- И почему появляются их мамы? (Их судьбы также печальны.)

- Что произошло с мальчиком в финале? (Замерз.)

- И почему дети обернулись ангелами Христа?

(На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа).

- Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последний абзац и попытаемся ответить на этот вопрос: «И зачем же я сочинил такую историю?»

Вывод: Главный христианский смысл – избавление ангельских душ от земных мук. Рождественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью.

III. Домашнее задание: написать отзыв на рассказ.

Но урок внеклассного чтения может иметь и более сложную задачу. Разбивка произведения на эпизоды намного сложнее, нежели его представление в виде отдельных картин. Зато этот прием в плане развития творческих способностей школьников действует намного эффективнее. Это можно продемонстрировать на ещё одном примере внеклассной работы.

Страницы: 1 2 


Смотрите также::

Психология мыслительного процесса и его фазы
Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. с динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное само ...

Жизнь студентов в 60-е годы ХІХ века
Крайняя скудость материальных средств была уделом многих студентов. Некоторые из них приходили в университет за сотни верст пешком. Здесь их часто ждали полуголодная жизнь, неустроенный быт. Не на что было одеться, обуться, даже купить свечи. В.В. Берви рассказывает, что обследование материального ...

Сущность оценки и отметки. Процесс порождения отметки
Ш.А. Амонашвили замечает, что в специальной литературе до сих пор не дано четкого определения оценки и отметки, не проведена грань между этими двумя понятиями. Часто они используются как идентичные понятия. «Разграничение сути понятий «оценка» и «отметка» нам представляется крайне важным для более ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru