Цели обучения математике в начальных классах отвечают общим целям обучения в средней школе в соответствии с требованиями реформы. Средняя общеобразовательная школа призвана готовить высокообразованных, всесторонне развитых, активных членов социалистического общества, способных к творческому труду. Большинство профессий требует определенной математической подготовки. В современных условиях математические знания, владение характерными для математики методами и специфическим языком – обязательный элемент общей культуры. Изучение математики способствует формированию научного мировоззрения учащихся, воспитанию трудолюбия, честности, дисциплинированности и других моральных качеств. Навыки мыслительной деятельности, приобретаемые учащимися в процессе правильно организованного обучения математике, готовность к упорному труду, преодолению трудностей будут нужны им в будущем независимо от того, какую профессию изберет каждый из них после окончания школы.
Таким образом, из сказанного видно, что обучение математике в школе, в том числе в начальных классах, преследует достижение четырех взаимосвязанных целей: общеобразовательных – овладение учащимися определенным объемом математических знаний, умений и навыков в соответствии с программой; воспитательных – формирование марксистко-ленинского мировоззрения, важнейших моральных качеств, готовности к труду; развивающих – развитие логических структур и математического стиля мышления; практических – формирование умения применять математические знания в конкретных ситуациях, при решении практических задач.
Изучение математики в 5-11 классах базируется на математической (а, точнее предматематической) подготовке, полученной учащимися при обучении в начальных классах.
Согласно Типовой программе по математике для 1-4 классов, школьники, оканчивающие 4 класс, должны знать: таблицу сложения (однозначных чисел) и соответствующие случаи вычитания; таблицу умножения однозначных и соответствующие случаи деления; названия и обозначения единиц важнейших величин – длины (км, м, дм, см, мм), массы (кг, г), площади(м2, дм2, см2), скорости (км/ч, м/с), времени(ч, мин, с).
Школьники, оканчивающие 4 класс, должны уметь: читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; выполнять несложные устные вычисления; производить устные вычисления; производить письменные вычисления(сложение и вычитание чисел в пределах миллиона, умножение двузначного и трехзначного чисел на однозначное, двузначное и трехзначное числа, деление трех-, четырех-, пятизначного числа на однозначное и двузначное числа); называть компоненты арифметических действий и читать простейшие числовые выражения (сумму, разность, произведение и частное); вычислять значение числового выражения (в том числе выражения со скобками), содержащего 3-4 арифметических действия, с помощью правил порядка выполнения действия и свойств арифметических действий; решать простые текстовые арифметические задачи, раскрывающие смысл каждого действия и смысл отношений "меньше на", "больше на", "меньше в", "больше в"; решать составные задачи и задачи, требующие знания зависимости между важнейшими величинами (скоростью, временем и расстоянием при равномерном прямолинейном движении, ценой, количеством и стоимостью товара, площадью прямоугольника и длинами его смежных сторон и др.); распознавать и изображать (с помощью циркуля, угольника и линейки) простейшие геометрические фигуры (точку, отрезок, ломаную, окружность, круг, прямоугольник); измерять длину отрезка, длину ломаной; строить отрезок данной длины; вычислять периметр и площадь прямоугольника.
Перечисленными знаниями и умениями должны овладеть все учащиеся 4 класса. Исходя из этого заданного результата обучения, знания и умения "распределяются" по классам, годам обучения в соответствии с программой. Многие из перечисленных знаний и умений формируются постепенно в течение четырех лет обучения.
Например, умение читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона ученик приобретает начиная с первого класса.
Параллельно с этим учащиеся овладевают умениями устных и письменных вычислений, решения арифметических задач. В процессе начального обучения математике у учащихся формируется также некоторые черты математического и логического стиля мышления.
Смотрите также::
Творческое мышление как разновидность мышления человека в современной науке
Для педагогики и системы образования принципиальное значение имеет развитие творческого мышления современного специалиста-педагога как ведущего субъекта культуры в деле социального и духовного воспроизводства общества. Основной дидактической проблемой, встающей перед преподавателем при организации ...
Основные цели Болонского процесса
Болонский процесс создания единого европейского пространства высшего образования. Он является ярким проявлением интеграционных тенденций, которые интенсивно развиваются в этой части света в последние годы. Европа все более ощущает себя единым целым: создано общее экономическое пространство, открыли ...
Профориентационная деятельность Межшкольного учебного комбината №4
Для более успешного самоопределения, самоактуализации, самореализации учащихся в профессиональной деятельности, необходимо взаимодействие всех органов и учреждений, которые оказывают профориентационные услуги. Одним из таких учреждений, который взаимодействует со школами, является межшкольный учебн ...