Л.В. Зиновьевой, Е.Н. Рыжанковой была разработана и апробирована пальчиковая азбука как система коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в усвоении графем русского языка. Пальчиковая азбука развивает пространственные представления, зрительный анализ и синтез, мелкую моторику. В методику работы по усвоению графемы входит 62 варианта изображения букв с помощью пальцев. Последовательность усвоения графемы включает следующие виды занятий: построение буквы по словесной инструкции с одновременным показом педагогом; сравнение пальчиковой буквы с образцом; предложение ребенку построить букву по словесному указанию без образца; рассмотрение предложенного варианта буквы; отгадывание буквы, построенной другим ребенком. Данные упражнения позволяют не только закрепить оптический образ буквы, но и являются средством предупреждения возникновения оптической дисграфии.
Отработка навыков определения взаимоотношений внешних объектов и тела сменяется на формирование умений использования в речи предложно – падежные конструкции.
А.В. Семенович в обучении предложно – падежным конструкциям с пространственным значением выделяет три этапа: подготовительный, основной, заключительный. Целью подготовительного этапа она ставила формирования пространственного восприятия, зрительно – пространственных представлений как основы усвоения, понимания и владения пространственными предлогами и последующего формирования предложно – падежных конструкций. Поставленные задачи она предлагает реализовывать на занятиях, в игровой деятельности, режимных моментах в ходе выполнения заданий на развитие ориентировок в схеме тела, определении пространственного расположения предметов по отношению к самому себе пространственных соотношений между предметами и изображениями. В содержание своих упражнений А.В. Семенович включает стихотворение, вопросы, сюрпризные моменты, иллюстрации, фигурки сказочных героев, что вызывает интерес у детей.
Т.А. Павлова предлагает начинать работу по формированию предложно – падежных конструкций с обучения умению понимать значение предлогов и употреблять их в речи. Сначала закрепляются предлоги с пространственным значением затем предлоги, обозначающие направление движения в пространстве.
Н.В. Соколова в работе по обучению детей навыку употребления предложно – падежных форм использует пять этапов:
Ø введение в пассивный словарь и активизация употребления предлогов места;
Ø работа над практическим усвоением предлогов и их дифференциация;
Ø усвоение предлогов за – из-за и дифференциация их с ранее изученными предлогами;
Ø введение в пассивный словарь и активизация предлогов под, перед, между;
Ø работа над глаголами движения и предлогами, обусловленными употреблением этих глаголов.
Таким образом, проведенный нами анализ основных направлений и содержания работ по формированию пространственных представлений должны строиться в соответствии с последовательностью их формирования в онтогенезе. Очевидно, что в ходе психического онтогенеза поломка в любом из звеньев приведет к аномалии развития пространственных представлений. Именно поэтому так важна последовательность в формировании пространственных представлений, как условие предупреждения дисграфии.
Наша работа была направлена на выявление основных направлений и содержания работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В результате анализа теоретических источников мы выявили следующее:
· Пространственные представления можно отнести к базису, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов – письмо, счет, чтение и т. д.
· Онтогенез развития пространственных представлений протекает в четкой последовательности в соответствии со структурой пространственных представлений. Следовательно, нарушение одного из звеньев, приведет к трудностям овладения письмом.
· Письмо представляет собой сложную структуру, и процесс овладения графическими навыками письма зависит от уровня сформированности пространственных представлений. Несформированность пространственных представлений приведет к возникновению нарушений письма (дисграфии) у детей младшего школьного возраста. Чтобы этого не произошло необходимо еще в дошкольном возрасте уделить внимание развитию пространственных представлений, при этом учитывать последовательность формирования пространственных представлений в онтогенезе.
Смотрите также::
Особенности танцевальной деятельности детей 6-7 лет
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных на каждом возрастном этапе происходит различно. В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, же ...
Методические аспекты психолого-педагогической работы
школьного библиотекаря
Технология психолого-педагогической работы библиотекаря предполагает разработку и реализацию специальных программ и учебных материалов. Пассов (1982) предложил 7 принципов специализации учебных программ, применительно к детям разного возраста. Мы считаем, что эти принципы являются вполне актуальным ...
Стили руководства в детском художественном коллективе
Обучение пению – это не только приобретение определенных навыков. В процессе обучения пению развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности. Сейчас открываются широкие возможности педагогическому творчеству для новых поисков методов обучения под ...